Педагог-психолог -Шкуратова Татьяна Викторовна
Общий педагогический стаж – 20 лет
Стаж работы в должности педагога-психолога – 9 лет
Категория - высшая (Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 17.01.2024г. №55-29мр)
Ссылка на сайт педагога-психолога: http://nsportal.ru/tatyana-shkuratova
Консультации для родителей :
Понедельник, четверг: 07.00-08.00;
Среда: 17.30-18.30.
Что делает психолог в детском саду?
Педагог - психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними.
Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям.
Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ (или отказ) на психологическое сопровождение ребенка.
Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
А вы когда-нибудь задумывались, что дача способна развивать ребёнка не хуже детских центров?
Потому что это:
✔️ Богатая сенсорная среда
На даче ребёнок соприкасается с природным разнообразием текстур, запахов и звуков.
✔️ Пространство для свободного движения
Бег, прыжки, лазание по деревьям, игры с мячом стимулируют развитие крупной моторики, координации и равновесия.
✔️ Опции для экспериментирования
Игры с водой и песком, копание в земле, наблюдение за растениями и насекомыми стимулируют любознательность, исследовательское поведение и развитие когнитивных функций.
Предлагаем несколько игр на участке, которыми можно занять детей:
1️⃣ Сенсорная тропа
Нужно выложить на тропинке разные материалы: песок, гальку, шишки, траву, деревянные спилы. Ребёнок сможет ходить по ним босиком, исследуя разные текстуры.
Такая игра развивает тактильное восприятие, координацию и равновесие, а также стимулирует сенсорную интеграцию.
2️⃣ Создание временных арт-объектов
На участке бывает немало так называемого мусора: опавшие ветки и листья, вырванные сорняки, камни, глина, песок. Всё это — отличные материалы для создания временных арт-объектов: скульптур, наземных картин, мандал, узоров.
Это развивает творческое мышление, воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, сенсорную интеграцию.
3️⃣ Создание звуковой карты
Для этой игры лучше всего подойдёт большой плотный лист бумаги или картон. Пусть ребёнок нарисует на нём звуковую карту дачи, отметив на ней места, где слышит разные звуки: пение птиц, жужжание пчёл, шелест листьев, кваканье лягушек. В
Это развивает слуховое внимание и восприятие, наблюдательность, пространственное мышление, расширяет словарный запас и стимулирует творческое мышление.
4️⃣ Следопытские игры
Нужно завязать ребёнку глаза и предложить ему на ощупь и по запаху определить разные растения, произрастающие на даче. Можно использовать листья, стебли, плоды, кору деревьев.
Игра развивает тактильное и обонятельное восприятие, сенсорную интеграцию, память, внимание и умение вербализировать свои ощущения.
5️⃣ Создание кинестетической книги о даче
Можно создать вместе с ребёнком книгу о даче, в которой будут использованы не только рисунки и текст, но и различные тактильные элементы. Пусть он приклеит к страницам листья разных деревьев, кусочки коры, семена, засушенные цветы и сочинит небольшие рассказы о каждом элементе, описывая связанные с ними ощущения и воспоминания. «Написание» такой книги развивает мелкую моторику, воображение, творческое мышление, речь и навыки повествования.
6️⃣ Садовая геометрия
На дачном участке интересно заниматься поиском и классификацией геометрических форм. Пусть ребёнок ищет круги (солнце, цветы), треугольники (верхушки елей), квадраты (кирпичи в стене), спирали (раковины улиток) и другие фигуры.
Садовая геометрия развивает зрительное внимание, наблюдательность, логическое мышление, навыки классификации и абстрагирования, пространственное мышление. Также она укрепляет связь между математическими понятиями и реальным миром.
7️⃣ Театр теней
Нужно заранее запастись листьями, ветками, цветами, фигурками животных и другими предметами для создания силуэтов и, когда повечереет, зажечь фонарики и устроить театр теней на стене дома или простыне. Пусть ребёнок сам придумывает истории, с выражением озвучивает персонажей и создаёт для них декорации. Такая игра развивает воображение, творческое мышление, речь, навыки повествования, мелкую моторику, зрительное внимание и координацию.
май - июнь, 2025
"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л.А.Венгер
Психологически готовый ребенок к школе:
- Ребёнок с желанием идет в школу, с вызванными адекватными мотивами (учебными);
- Умение контролировать свои эмоции и поведение;
- Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности;
- Готов к общению и взаимодействию - как со взрослыми, так и со сверстниками.
Как подготовить ребёнка к школе?
Всероссийская неделя родительской компетентности "Школьная среда" /запись вебинара от МГППУ
Помочь первокласснику адаптироваться к школьному обучению
апрель, 2025
Подборка мультиков, которые не перегружают психику ребёнка
Специалисты утверждают, что современные мультфильмы из-за слишком ярких, «быстрых» картинок и громких звуков способствуют расторможенности нервной системы ребенка.
Обратите внимание на несколько спокойных и полезных мультиков, которые не перегрузят нервную систему малыша и даже научат полезным вещам.
АСЯ и ВАСЯ - https://rutube.ru/metainfo/tv/382665/
ТИХАЯ ВОДА - https://rutube.ru/channel/45998029/
ПРО МИРУ И ГОШУ - https://rutube.ru/u/MiraGosha/videos/
ЛАЛАБУК - https://rutube.ru/u/lalabook/
ЭРНЕСТ и СЕЛЕСТИНА - https://rutube.ru/plst/280488/
март, 2025
"Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в детском саду":
консультации (по запросу)
беседы
встречи
"круглые столы"
родительские собрания (онлайн, офлайн)
диагностика
групповые и индивидуальные формы с родителями детей различных целевых групп
наглядно-информационная форма (психопросвещение и профилактика)
февраль, 2025
Какая это родительская любовь?
Сегодня мы об этом поговорим.....
по этой теме есть замечательные книги: Ш. А. Амонашвили "Как любить детей",
Корчак Януш "Как любить ребенка",
Ш. А. Амонашвили "Искусство семейного воспитания" и другие
январь, 2025
Эмоциональное выражение
Арт-терапия помогает людям выразить свои чувства, которые могут быть подавлены или сложно сформулированы.
Снижение стресса
Процесс создания искусства может быть медитативным и расслабляющим, что способствует снижению уровня тревожности.
Самоосознание
Творческое самовыражение позволяет лучше понять себя, свои желания и потребности.
Улучшение настроения
Занятия искусством могут повысить уровень серотонина и улучшить общее эмоциональное состояние.
РИСУЙТЕ, ТВОРИТЕ, ФАНТАЗИРУЙТЕ И ПОМНИТЕ: ИСКУССТВО СМЫВАЕТ ПЫЛЬ ПОВСЕДНЕВНОСТИ С ДУШИ". П.ПИКАССО
Какие бывают виды арт - терапии?
- Изотерапия - рисование цветным песком, пальчиками на зеркале и на бумаге, пластилиновое рисование;
- Цветотерапия - (хромотерапия) - это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие.;
- Сказкотерапия — это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться;
- Песочная терапия. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо;
- Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией;
- Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;
- Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.
декабрь, 2024
Разноцветная неделя психологии в детском саду. Информация о проведении
Положение конкурса "Моя дружная семья"
"Скажем стрессу - нет!" гр.Звёздочки "Как снять агрессию"
гр. "Носики-курносики" Как дети снимают стресс
гр. "Фиксики" - "Стрессу - нет!"
ИТОГИ РАЗНОЦВЕТНОЙ НЕДЕЛИ/остальные работы, вы можете увидеть в детском саду
Лилия С. средняя группа "Лучики "Счастливы вместе"
Лиза Б. средняя "Гномики" - "Моя семья"
Данил Х. средняя "Жемчужинки" - "Семейный отдых"
Полина Г. старшая группа "Ромашки" - "Моя семья"
Аня М. разновозрастная "Звёздочки" - "Семья - это дружба"
Аля Б. разновозрастная "Почемучки" - "Ваза счастья"
Марьяна Б. старшая "Носики-курносики" - "Моя семья - моё богатство"
Амелия Н. младшая "Крепыши" - "Моя семья"
Артем Т. подготовительная "Фиксики" - "Счастье в наших руках"
София О. подготовительная группа "Фиксики" - "Моя семья"
Степа Б. подготовительная группа "Фиксики" - "Моя семья - моё богатство"
Тая Б. средняя "Жемчужинки" - "Дружная семья"
Презентация "Разноцветная неделя психологии" - как это было....
ноябрь, 2024
Октябрь -
Диагностика детей подготовительных групп "Готовность к школьному обучению"/на начало учебного года
Диагностика родителей детей подготовительных групп "Готовность к школе"
Апрель - май -
Диагностика детей подготовительных групп "Готовность к школьному обучению"/на конец учебного года (динамика)
Психологическая готовность ребенка к школе
https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/10/21/psihologicheskaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.pdf
октябрь, 2024
16-20 сентября 2024
Всероссийская неделя родительской компетентности
https://бытьродителем.рф/september2024
сентябрь. 2024