Учитель-логопед

Капустина Елена Владиславовна

Педагогический стаж: 13 лет

Стаж в должности учителя-логопеда: 7 лет

Образование: высшее

Квалификационная категория: высшая 

Часы приема: среда - 17.30 - 18.30, пятница - 07.30 - 08.30

Ссылка на персональный сайт учителя-логопеда

Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в детском саду общеразвивающего вида являются:

- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

- коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

- привитие детям навыков коммуникативного общения;

- решение задач социального и речевого развития.

Какие дети получают логопедическую помощь?

На логопедические занятия зачисляются дети с 5-7 лет с речевыми нарушениями. Основанием для зачисления ребёнка  является  заключение  психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и заявление родителя (законного представителя).
 На логопедические занятия берут не сразу всех детей  детского сада, а сначала самых нуждающихся  в помощи логопеда. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительных групп. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.

Сколько детей зачисляется на логопедические занятия?

Количество детей, одновременно находящихся на логопедической коррекции, не должно превышать  15 человек.
Логопедические занятия:      индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия - 2 или по возможности  3 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия, в основном  индивидуальные занятия  длятся от 15 до 20 минут.

Роль родителей в коррекции речевых нарушений
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего несколько раз в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

Родители должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью своего ребенка.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад.

Почему логопеду нужна помощь родителей?

Взаимодействие логопеда и родителей делает коррекционный процесс более эффективным, поскольку

Уменьшается срок коррекции речевых нарушений

Более прочно закрепляются полученные навыкиХочу такой сайт

Весь процесс коррекции проходит для ребенка легко. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. 

Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

·        выполнять все рекомендации логопеда;

·        выполнять лечение, назначенное неврологом;

·        обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;

·        выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);

·        осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить  на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

·        ошибки на письме и при чтении; ошибки на письме и при чтении;

·        снижение самооценки;

·        конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребёнка:

 - не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. 

Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями. Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности.

_________________________________________________________________________________________________________

, апрель 2024

 

Ваш ребенок готовится стать школьником!

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статусдошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Познакомится с ними можно в консультации.

Речевая готовность к школе

, март 2024

    Обучая ребенка чтению, родители нередко делают ошибки, на исправление которых педагоги и логопеды тратят потом не один месяц. Именно поэтому родителям необходимо знать, чего следует избегать, когда они делают первые шаги в этом нелегком деле.

Ошибки, допускаемые родителями при обучении детей чтению в домашних условияx

, февраль 2024

Предупреждение и устранение речевых запинок у детей должно быть предметом серьезного внимания со стороны педагогов и родителей. В чем же будут выражаться особенности воспитания детей в этом направлении?

, январь 2024

Мне хотелось бы рассказать о некоторые приемы самомассажа, которые мы используем в речевой работе с детьми.

Очень часто у детей с речевыми нарушениями страдают все виды моторики: общая, мелкая, артикуляционная. Нарушения носят стойкий характер и требуют длительной коррекции с использованием разнообразных методов и приёмов работы для успешного устранения имеющихся речевых нарушений.

В работе по преодолению речевых нарушений одним из эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия является самомассаж.

Использование приемов самомассажа

, декабрь 2023

Близится самый волшебный праздник в году - Новый год, а значит наступает пора детских утренников  А какой утренник обходится без стихов! Как подготовится к празднику с интересом? Как помочь малышу выучить небольшие стихи к торжеству? Предлагаю вашему вниманию несколько советов.

Учим стихи на Новый год

 

, ноябрь 2023

Уважаемые родители!

Если Вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением, овладеть голосом, необходимо прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характеры короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.

Речевое дыхание

                                                                                                        

октябрь, 2023

Что такое артикуляционная гимнастика или гимнастика для язычка? Наш язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Когда у ребенка появляются первые слова, как правило, это слова простые по артикуляции, где задействованы губы (мама, папа), но самые трудные группы звуков требуют участия язычка (шипящие, свистящие, сонорные звуки). Презентация «Артикуляционная гимнастика на каждую группу звуков» в помощь родителям и педагогам.

Артикуляционная гимнастика

Сентябрь, 2023                                                       Что такое ПМПК?                                                                                                                                                 

    Многие с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на «растерзание», мой ребенок нормальный и т.п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов - не приговор, а реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена.

    Аббревиатура ПМПК расшифровывается как «психолого-медико-педагогическая комиссия». Впервые с этим понятием родители обычно знакомятся в детском саду: процедуру настоятельно рекомендуют пройти детям, которые имеют те или иные нарушения в развитии.

    Комиссия проводит комплексное обследование детей на наличие различных диагнозов, влияющих на его способности к обучению. К ним относятся такие состояния, как разного рода задержки или нарушения интеллектуального либо психического развития.

    В состав такой комиссии обязательно входят психолог, психиатр, учитель-логопед, педагог-дефектолог, социальный педагог, а при необходимости подключаются и другие специалисты.

В общем, цель ПМПК можно сформулировать так: сделать легче жизнь детей, которым для успешного и комфортного обучения не обойтись без специальных условий.

     Основная задача ПМПК - выяснить, нужны ли конкретным детям особые образовательные условия, и если да, то какие именно. А также разобраться, стоит ли присваивать ребенку образовательный статус ОВЗ - «ограниченные возможности здоровья».

    Отдельно стоит подчеркнуть, что статус ОВЗ не несет никаких негативных последствий ни для ребенка, ни для родителей. Получив справку о нем, родители вправе не пускать ее в дело. Комиссия даёт лишь рекомендации, а не приказы к исполнению. То есть право и обязанность родителей – хорошенько обдумав и взвесив все «за» и «против», самостоятельно решать: выполнять то, что было рекомендовано, или нет. Так же мамам и папам (или другим законным представителям) стоит помнить, что ответственность за это решение, а значит, и за дальнейшую судьбу ребёнка, также лежит только на них.

     Дорогие родители, не слушайте тех, кто будет пугать вас «ярлыками» и «диагнозами». Встреча с психиатром и неврологом в 4 года не помешает ребенку в 18 лет поступить в ВУЗ. А вот если четырехлетка плохо разговаривает, то ему грозят, как минимум, трудности в начальной школе.

Поводы для обращения в ПМПК (на заметку родителям)

1.     ребенок отстает в развитии от сверстников;

2.     у ребенка задержка в развитии, заикание или нарушения речи;

3.     у ребенка трудности в усвоении дошкольной образовательной программы; 

4.     у ребенка наблюдаются нарушения поведения, усложняющие усвоение образовательной программы т.п.

Как проходит комиссия?

Весь процесс длится не более 15–20 минут. Маленькие дети быстро утомляются, а обследование в течение такого времени дает достаточно точную картину происходящего.

Эксперты ПМПК владеют инструментами и методами экспресс-диагностики. Они знают, какие вопросы нужно задать, на что обратить внимание, какие особенности поведения отметить.

Готовить ребенка к прохождению ПМПК не надо. Задача родителей - не нагнетать обстановку и отнестись к предстоящему визиту просто как к очередному обследованию.

  Стоит заранее рассказать ребенку, как проходит комиссия. Предупредить, что разные незнакомые взрослые с ним поговорят, позадают ему вопросы, поиграют с ним, а родители обязательно будут рядом. Если дети представляют, чего ожидать, они меньше нервничают и не так сильно стесняются.

      Одна голова - хорошо, а несколько - лучше. Не отказывайте ребенку и себе в поддержке, и скорее всего, все сложится к лучшему.

"Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия"

 Обследование проводится по адресу:

 Адрес: г. Иркутск, ул. Рабочего штаба, 17, кабинет 19

 Контактный телефон: 8 (3952) 718-034

Состав комиссии:

          Руководитель ТПМПК - Игнатьева Н.А.

        &n -->