Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

 Согласно закону РФ, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Так же ведется коррекционно- логопедическая работа на логопункте учителем- логопедом для детей с нарушением речи

Психолого педагогический консилиум ДОУ организует работу для детей с ОВЗ с различными нарушениями здоровья и детьми- инвалидами

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее, ППк ДОУ, разрабатываются адаптированные образовательные программы или индивидуальные маршруты сопровождения развития ребенка с ОВЗ, в зависимости от результатов и рекомендаций специалистов городской ПМПК.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда,учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья следующая:

Педагог-психолог:

• организует взаимодействие педагогов;

• разрабатывает АОП или  индивидуальные маршруты сопровождения развития ребенка;

• проводит профилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Учитель -дефектолог:

  1. Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребёнка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;
  2. Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (Восприятие, внимание, память, мышление и др.);
  3. Развивает коммуникативную деятельность детей;
  4. Развитие ведущего вида деятельности для данного возрастного периода – дошкольники – игровая деятельность.

Музыкальный руководитель:

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;

• Использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.

Инструктор по физической культуре:

• Осуществляет укрепление здоровья детей;

• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

В детском саду для родителей предлагают следующие формы работы:

• Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого»ребенка. 

• Семинары-практикумы – где родители (законные представители) знакомятся с литературой, интернет-сайтами, практическим опытом, учатся применять полученные знания на практике.

• Проведение совместных мероприятий и событий, где родители могут видеть достижения своего ребенка, результаты совместных усилий, оценить психологический комфорт пребывания ребенка в ДОУ .

Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов!