В России началась реализация программы по созданию(безбарьерной) доступной среды для инвалидов и мало мобильных групп населения.

Безбарьерная среда- это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в обществе. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является одной из важнейших. В ДОУ воспитание и обучение ребенка- инвалида ведется  по индивидуальным планам, которые утверждены педагогическим советом учреждения, в основе которых лежит общеобразовательная программа ДОУ.

Инклюзивное  или вкюченное образование- термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных организациях.

Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает детям возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

 

 

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное дошкольное образование 

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остается расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.

Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах. При ДОУ могут быть организованы специальные группы для детей с особенными потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включенными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях. Чаще всего в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.

В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путем непосредственного включения детей с особенными потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще всего применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.

 

 

    

Паспорт доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения